Центр морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова ЦМИ МГУ
English version О нас
Меню
Иконка поиска

История науки: покорение Полярного океана

В Центре морских исследований МГУ прошел морской семинар кандидата географических наук, доцента кафедры океанологии Географического факультета МГУ Анатолия Николаевича Пантюлина. Лектор рассказал собравшимся не только о том, что представляет собой Арктический океан, но и поведал многие увлекательные факты из истории великих экспедиций первых исследователей Арктики.

На протяжении большей части европейской истории, северные полярные регионы оставались в значительной степени неисследованными. Первые создатели навигационных карт и картографы рисовали область пустой,  обозначая  только  фрагменты береговой линии. Это отсутствие знаний породило миф об «открытом полярном море».

Морские плавания Колумба, Васко да Гамы, Магеллана дали множество новых фактов, не вписывающихся в прежние географические представления. Они требовали оформления в виде новой географии. Выполнил эту задачу Герард Меркатор, автор новой картографии, живший в XVI веке. На карте Арктики, составленной Герардом Меркатором, можно увидеть земли в зоне современного северного географического полюса.  В Северном океане расположен загадочный материк (страна Даария). А в его центре – внутреннее море с островом Арктида, на котором возвышалась гора Меру.

Не меньшего внимания заслуживает 11-томный атлас известного голландского картографа Яна Блау, ставший самой объемной книгой в 17 веке. Около 60 карт и описательный текст первого тома атласа посвящены Арктике.

Кого же можно считать первыми исследователями Арктического океана и чьим географическим открытиям можно доверять?

Русские поморы и землепроходцы уже  в середине XVI века, используя притоки сибирских рек, совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов. В 1686-1688 гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова на трех кочах обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 г. землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые посетили Большой Ляховский остров, положив начало открытию и исследованию всей группы Новосибирских островов.

В 1733-1742 гг. в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работала Великая Северная экспедиция.

Наш соотечественник Михаил Ломоносов, исходя из своих научно обоснованных представлений об Арктике, разработал маршрут первой русской высокоширотной экспедиции. Корабли её предполагалось направить мимо Новой Земли (на северо-восток от мыса Желание) по направлению к Чукотскому мысу.  Ломоносов активно участвовал в подготовке морского путешествия мореплавателя Василия Чичагова. Однако ее результатов М.В. Ломоносов, увы,  уже не узнал: 15 апреля 1765 года, незадолго до выхода кораблей в море, он скончался.

Что же происходило в это время в других государствах?

Попытки европейцев найти короткий северный морской путь из Европы в Азию предпринимались ещё со времён путешествия Колумба в 1492 году и продолжались вплоть до середины XVIII века, в котором было предпринято множество исследовательских экспедиций, проходивших в основном под английским флагом.

В 1804 году сэр Джон Барроу призвал Королевский военно-морской флот завершить Северо-Западный проход над северной частью Канады и исследовать возможность достижения Северного полюса по морю. В течение следующих четырёх десятилетий такие исследователи, как Джон Росс, Дэвид Бьюкен, Уильям Эдвард Парри, Фредерик Уильям Бичи, Джеймс Кларк Росс, Джордж Бак, Питер Уоррен Дис и Томас Симпсон, внесли существенный вклад в освоение канадской Арктики. Среди них был и Джон Франклин, совершивший 3 арктические экспедиции и погибший вместе с командой в ходе последней из них в 1847 году. Кстати, именно Франклин начал исследования Гольфстрима, на которые, прерываясь на другие дела, он потратил шесть лет.

Первая экспедиция в Центральную Арктику со стороны Берингова пролива была организована американцами. Ее начальником был назначен лейтенант Джордж Де Лонг. Де Лонгу было хорошо известно, что в Чукотском море существует течение, которое неоднократно увлекало к северу от Берингова пролива покинутые китобойные суда. Де Лонг надеялся, воспользовавшись этим течением, пройти вдоль Земли Врангеля  к северу и, когда судно не сможет пробиваться дальше во льдах, попытаться дойти до полюса на собаках. Всего в состав экспедиции, кроме Де Лонга, входило 32 человека. Де Лонг получил задание вначале произвести поиски экспедиции Норденшельда, шведского ученого и полярного путешественника, за судьбу которого многие опасались, а затем попытаться достигнуть Северного полюса. Экспедиция на яхте, получившей название «Жаннетта», оказалась едва ли не самой неудачной среди всех полярных путешествий. Льды целых два года носили «Жаннету» по Ледовитому морю. В июне 1881 г. судно было окончательно раздавлено и утонуло. Четыре месяца путешественники шли по льду, плыли на лодках и уже увидали перед собой берега Сибири. Спасение, казалось, было близко. Но поднялась сильная буря и угнала лодки далеко от берега. Впоследствии выяснилось, что одна лодка погибла в море, одна добралась до устьев Лены, а третья пристала к берегу. Это была группа самого Де-Лонга. Капитан с одиннадцатью спутниками пошел по тундре на юг. После целого месяца скитаний по безлюдной тундре весь отряд за исключением двух человек погиб от голода. Гибель «Жаннеты» показала, что Северный полюс огражден ледяными барьерами и с восточной стороны.

Но, несмотря на все неудачи и жертвы, борьба за овладение Арктикой не прекратилась.

Норвежский ученый Фритьоф Нансен разработал план еще одной экспедиции: “Вмерзнуть на судне во льды и предоставить себя полярному течению. С помощью этого течения проникнуть в ту область, которую тщетно пытались достигнуть все те, кто раньше шел против течения. Корабль под его предводительством «Фрам» отплыл 24 июня 1893 года. Покинув воды Норвегии, он отправился по Баренцеву морю и 29 июля вошёл в Югорский Шар, ненецкое становище Хабарово. Затем «Фрам» благополучно пересек Карское море, а к 7 сентября экспедиция была у полуострова Таймыр, открыв перед тем несколько групп мелких островов. 5 октября было официально объявлено о начале дрейфа, во время которого члены экспедиции занимались изучением Полярного бассейна. Каждые десять дней проводилось бурение льда. В результате экспедиция Нансена сделала потрясающее открытие: на месте предполагаемого мелководного Полярного бассейна оказался океан глубиной до 3850 м. К концу 1894 года Нансен убедился, что судно не достигнет полюса, и твёрдо решил в 1895 году отправиться в санный поход на собачьих упряжках. Через три месяца Нансену удалось добраться до Земли Франца-Иосифа, где он зазимовал в выстроенной из камней хижине. Возвращение Нансена и “Фрама” вылилось в Норвегии в настоящий национальный праздник.

Северо-Западный проход через Северо-Американский континент искали многие. Для еще одного норвежского исследователя Руаля Амундсена же подобная экспедиция была детской мечтой. 17 июня 1903 года яхта «Йоа» во главе с Амундсеном выдвинулась в арктическую экспедицию.  Судно успешно пересекло Атлантический Океан, обогнуло Гренландию, Баффинов залив, пролив Ланкастера. Далее команда медленно продвигалась через лабиринты канадского побережья, уклоняясь от плавучих льдин. Здесь члены экспедиции занимались научной деятельностью, установив большое количество высокоточных приборов. Собранная ими информация являлась поводом для размышления учёных на протяжении последующих 20 лет. 1 марта 1904 года Амундсен с командой отправился к Северному магнитному полюсу.  Амундсен активно перенимал опыт у местного населения – эскимосов.  В августе 1905 года научно-исследовательская работа была окончена, и полярники продолжили западный путь. Амундсен желал достигнуть вод, известных мореплавателям Аляски, и действительно – через какое-то время на горизонте замаячил корабль, следовавший из Сан-Франциско. Таким образом, «Йоа» стала первым кораблем, проделавшим этот опасный путь.

В эти же годы, а именно летом 1900 г. Колчак на шхуне «Заря» отправился в полярную экспедицию, которой руководил известный исследователь Арктики барон Эдуард Толль. Во время экспедиции Колчак проделал большую работу и составил карту берегов Таймыра. Барон ценил молодого помощника не только как гидрографа, но и как исследователя. С подачи Толля один из открытых островов в Карском море получил имя Колчака, а самого Колчака, набиравшего популярность в научном обществе, вскоре стали звать «Колчак-полярный».

Освоение Арктики шаг за шагом шло и в 20 веке. В 1909 Северный полюс был достигнут американским полярным исследователем Робертом Пири. На разрешение этой задачи он потратил 23 года, из которых 18 лет провел среди льдов и лишь 5 лет – на родине. Первая экспедиция Пири, непосредственной целью которой было достижение Северного полюса, состоялась в 1898 году. Не успел, однако, Пири вернуться на родину, как узнал о том, что почти за год до него на Северном полюсе побывал другой американец-доктор Фредерик Кук. Мысль о том, что его кто-то опередил, была для Пири нестерпимой. Между двумя американскими полярными исследователями завязался горячий спор. Пири заявил, что Кук вовсе не был на полюсе и большую часть своего рассказа выдумал. Действительно, никаких доказательств Кук предоставить общественности не смог. Но и Пири никогда не показывал научному сообществу своих подлинных дневников.

Еще одной уникальной страницей в истории освоения полярных рубежей стал подвиг челюскинцев. Он связан с неудачной попыткой наладить навигацию по Северному морскому пути. Ее вдохновителями были ученый Отто Шмидт и капитан-полярник Владимир Воронин. В 1933 году они снарядили пароход «Челюскин» и отправились в экспедицию вдоль северных берегов Евразии. Советские исследователи Арктики стремились доказать, что Северный морской путь можно пройти не только на специально подготовленном корабле, но и на простом сухогрузе. Безусловно, это была авантюра, а ее обреченность стала ясна в Беринговом проливе, где задавленное льдами судно потерпело крушение. Экипаж «Челюскина» спешно эвакуировался, а в столице была создана правительственная комиссия, занявшаяся организацией спасения полярников. Людей вернули домой по воздушному мосту с помощью самолетов.

Вышеприведенные главы из истории – лишь малая толика всех путешествий, направленных на освоение Северного полюса разными народами. Как мы видим, процесс  покорения Арктики – это не только научная, но и спортивная гонка, которая продолжается и по сей день.

1480150565_306